Педагогика с конца XIX и в начале XX века

 

Тодорова-Колева Мариела Петкова – Гл. ас. д-р Великотырновский университет имени Святого Кирилла и Мефодия (Болгария, г. Велико Тьiрново)

 В статье представлен обзор педагогики с конца XIX и начала XX века. Проводится сравнение между основными понятиями, используемыми в научной литературе для представления идей и практик за рассматриваемый период в историческом контексте. Представлено содержание реформаторская педагогика, новое воспитание, прогрессивное воспитание, проведена параллель между ними. Представлены основные особенности и характеристики периода, содержательные аспекты и критические замечания к существующей образовательной системе. Педагогика с этого периода рассматривает воспитательная практика с точки зрения интересов и потребностей ребенка. Ведущие становятся требования для самодеятельности и самоуправления. В центре ребенок, а функции учителя, воспитателя заключаются в стимулировании ребенка, организации среды. В периоде между двумя мировыми воинами реформаторские идеи приобретают новые измерения. Они направляются именно к обществу и рассматриванию ребенка как средство для добычи общественного благополучия.                                          Ключевые слова: реформаторская педагогика, новое воспитание, прогрессивное воспитание

 PEDAGOGICAL IDEAS FROM THE END OF XIX AND THE BEGINNING XX CENTURY

 Todorova-Koleva Mariela Petkova – assistant professor, PhD, “St. Cyril and St. Methodius” University of Veliko Tarnovo (Bulgaria, Veliko Tarnovo)

 The article presents an overview of pedagogy from the late 19th and early 20th centuries. A comparison between the main concepts used in the scientific literature for presenting ideas and practices during the period under review in a historical context is made. The content of reform pedagogy, new education and progressive education are presented, while a parallel is made between them. The main peculiarities and characteristics of the period, content aspects and critical remarks to the existing educational system are presented. The pedagogical ideas from this period are a rational training practice with points of interest and necessity of evry child. The leadership is about the challenges of self-determination and self-management. The child is placed in the middle of the educational system, and the teacher’s functions consist of stimulating the child and organizing the educational environment. In the period between the two world wars, reformist ideas gain new dimensions. They point to society, and the child is seen as a means of social well-being.                                                                                                                                                   Key words: reform pedagogy, new education, progressive education

Список литературы

  1. Антология по теория на възпитанието, С., Издателство Веда Словена-ЖГ, 1966.
  2. Вендовская, Р. Б. Прогрессивизм в САШ 20-30-х. гг. XX в. //Педагогика, 2003, кн. 5, с. 85-90.
  3. Вилхелм, Т. Реформаторска педагогика и съвременност. Педагогика, 1992, кн. 9, 101-104.
  4. Кацаров, Д. Педагогически перспективи, С., 1926.
  5. Колев, Й. Детето в реформаторската педагогика. Педагогика, 1999, кн. 10, 94-103.
  6. Михова, М. Международно бюро за образование в Женева – минало и настояще В: Педагогически алманах, 2002, 1-2, с. 5-15, ISSN 1310 – 358X
  7. Педагогическая енциклопедия, М., Советская енциклопедия, т.3, 1966.
  8. Педагогический словарь, Москва., т.1 и т.2, 1960.
  9. Петров П., Р. Таулова. Реформаторската педагогика и нейните съвременни проекции. Педагогика, 1992, кн. 9, 23-26.
  10. Ретер, Х. Значението на реформаторската педагогика в съвременната педагогическа дискусия в Германия и Европа. Педагогика, 1996, кн. 10, 57-65.
  11. Рьорс, Х. Реформаторската педагогика като фундамент на съвременното развитие. Педагогика, 1992, кн. 9, 82-85.
  12. Цветанова-Чурукова, Л. Нетрадиционни педагогически подходи. С., 1994.
  13. Цонев, П. Новото училище. С., 1940.
  14. Oelkers, J. Reformpeadagogik, Eine kritische Dogmendeschichte. Munchen, 1992.
  15. dictionary.fio.ru/article.php?id=23211 [10.10.2019].
  16. uvm.edu/-dewey/articles/proged.html [10.0.2019].

 

Библиографическое описание: Тодорова-Колева М.П., Педагогика с конца XIX и в начале XX века // Научные горизонты. — 2020. — №1(29). — С. 107-117. — URL https://www.sciencehorizon.ru/1-29-2020-107-117  (дата обращения: 11.03.2020).